Собор василия блаженного - главное чудо русского зодчества. История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка Другое название имеет храм василия блаженного

Замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Официальное название этой достопримечательности — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. До XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время собор входит в список мирового культурного наследия и находится под защитой организации UNESCO.

История строительства Храма Василия Блаженного.

Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости. Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.


После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.


В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.




С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов. 21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.


Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.


Церкви Храма Василия Блаженного.

В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию. При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры. А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.


Тайник в храме.

Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. В его стенах предусмотрены специальные отверстия, служащие для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года. В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по секретной лестнице, располагавшейся в стене. Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.


Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию. Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку». Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.


Храм Василия Блаженного внутри.

Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.



После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.



Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг. Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея. Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский собор (значения). Православный собор Храм Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву Покровский собор … Википедия

    Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия

    Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия

    Покровский собор - архитектурный образ Нового Иерусалима - Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима Царствия Божия, описанного в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Покровский собор, построен в Москве в 1555 60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9… … Советская историческая энциклопедия

    - (более позднее и более распространённое название Покровского собора что на рву), в Москве, на Красной площади. Выдающийся памятник русской архитектуры. Ныне филиал ГИМа. Построен из кирпича (фундаменты, цоколь и ряд деталей из белого… … Художественная энциклопедия

    Покровский собор собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровские соборы Покровский собор православный собор в городе Брянске Покровский собор православный собор в городе Гатчине Ленинградской области. Покровский собор православный собор в… … Википедия

    ПОКРОВСКИЙ СОБОР, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но более позднее название), в Москве, на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) , памятник русской архитектуры. Построен как памятник победам в войне за покорение… … Энциклопедический словарь

    Василия Блаженного Храм - (Покровский Собор) храм, расположенный на Красной площади в Москве. Построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. 1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, начался штурм Казани, который … Православие. Словарь-справочник

Книги

  • Покровский Собор. Храм Василия Блаженного на Красной площади , Юхименко Е.М.. Настоящее издание впервые дает широкому читателю возможность подробно познакомиться с историей, внешним и внутренним обликом всемирно известного памятника русской архитектуры - Покровского…
  • Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади (подарочное издание) , Елена Юхименко. Прекрасно иллюстрированное подарочное издание большого формата в футляре. Эта книга будет прекрасным подарком. Настоящее издание впервые дает широкому читателювозможность подробно…

Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства. Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Ивана IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг. окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 году) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским.

Для строительства обетного храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»). Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году. Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Ивана Грозного, являвшихся соавторами важнейших культурных начинаний своей эпохи.

На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено. Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года (12 июля по новому стилю) — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг., когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра.

Покровский собор является национальным символом России: как памятник славе русского оружия и как уникальный по архитектуре храм, признанный шедевр древнерусского зодчества. Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи».

Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора. В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного. В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного».

Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей).

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года.

В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея).

Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

Покровский собор — один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 20-е годы XX века были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX века проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля.

В XVII веке над северной частью церкви св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей. В настоящее время в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

С 1990 года Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят Патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

Составитель Е.М. Юхименко

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.